deadman_alive (deadman_alive) wrote,
deadman_alive
deadman_alive

Страсти Гаврииловы. - С юбилеем, Мэтр!

                           

Сегодня, 13 февраля 2020 года, Питеру Брайану Гейбриэлу исполнилось семьдесят.

Переоценить вклад этого Человека в развитие арт-рока, прогрессив-рока, этнической музыки и прочих направлений просто невозможно.

Уже в 19 лет, записав первый альбом в составе группы «From Genesis to Revelation» (так официально тогда назвали «Genesis» на звукозаписывающей компании «Decca», ибо в то время в Америке мимолётно существовала группа с аналогичным названием), он  при всей внешней непритязательности изданного материала уже был на голову выше многих знаменитостей.

История развития идеи рок-театра, принадлежавшая Гавриле (как его до сих пор панибратски именуют на донецких музыкальных толкучках) завершилась воистину фантастическим альбомом «Дженезис» «The Lamb Lies Down on Broadway», после чего Лидер группу покинул, признав, что высшая точка в развитии достигнута. И далее следует искать другие пути для самовыражения.
В этом плане я с ним соглашусь на все сто процентов. Создать нечто более совершенное, чем «Бродвей» просто невозможно.

Далее в период с 1977 по 1982 вышли четыре совершенно разных по стилистике сольных альбома (от арт-рока до треков в стиле чуть ли не новой волны, но, естественно, опережающих этот музыкальный стиль на парсеки), озаглавленных одинаково: «Peter Gabriel». В силу чего в народе их принято называть по картинке с обложки - «машина», «царапающий», «плавящийся»… На четвёртом американская компания «Geffen», выпускавшая работы Гейбриэла за океаном, взбунтовалась. В силу чего она своей волей присвоила четвёртому сольнику название «Security» которое (sic!!!) печаталось только на пятаках винила и на теле самих компакт - дисков. Обложка же хранила свой первозданный вид с привычной всем неброской подписью «Peter Gabriel», выполненной привычным всем и очень узнаваемым шрифтом.

В восьмидесятых Гейбриэл начинает пробовать себя в жанре видеоклипа. И очень удачно - ролик 1982 года «Shock The Monkey» внесен в мировую сокровищницу музыкального видео.
В это же время он начинает работать с этно-исполнителями, что в конце восьмидесятых приведёт его к созданию собственной студии «Real World», на которой он будет записывать не только собственные альбомы, но и массу других - исполнителей замысловатой до тех пор для консервативной Европы музыки стран Африки, Азии и Латинской Америки.
В 85-м выходит его первый саундтрек к фильму Алана Паркера «Birdy» «Птаха». - Инструментальный альбом, содержащий в основной своей массе переработанные ранее известные композиции. Но для жанра саундтрека - попадающий в десятку. Чего стоит хотя бы версия «Rhythm of The Heat», сопровождающая в фильме кадры, когда главного Героя свои же накрывают напалмом…

А далее выходит самый неоднозначный альбом, созданный под давлением извне. Кто-то требовал от исполнителя более коммерческого звучания, кто-то требовал наконец-то названия на обложке… В результате этих мучений и поисков компромиссов в 86-м вышел - таки «So», который большинство считает лучшим, а я - худшим альбомом Мэтра.
Спросите, почему худшим? - А ведь минимум половина материала в нём - тяжелейшая натяжка, именно компромисс. Причём, компромисс попсОвый. То, на что Гейбриэл до этого ни разу не шёл. Результат - на пластинке. И о названиях. Он согласился выдавить из себя «Так» («So»). И потом (кроме саундтреков и ещё одного никем не примеченного альбома «OVO») своему правилу не изменил. После «So» «номерные» альбомы выходили под теми же двухбуквенными кодами «Us» и «Up».
Хоть в названии Гэйбриэл остался верен своей лаконичности…

В то время он пять лет работал над звуковой дорожкой к фильму Мартина Скорцезе «Последнее искушение Христа», которая под названием «Passion» появилась на полках магазинов через год после выхода самого фильма. В некоторых западных магазинах диск продавался в отделах классической музыки, ибо цена на него явно не соответствовала привычной стоимости рок-пластинок. Действительно, в этом альбоме Гейбриэл применил весь свой этно-арсенал, явив миру (кроме всего прочего) неизвестного ранее пакистанского исполнителя квавалли Нусрат Фатех Али Хана (альбомы которого вплоть до его внезапной смерти в 97-м потом будут выходить на «Real World»).
Собственно говоря, «Страсть» - нечто отдельное в дискографии Гейбриэла. Фантастический диск, ломающий все стереотипы как и о привычном творчестве рок-музыканта, так и привычный стереотип об обязательной слащавости саундтреков (что предварительно доказано «Птахой»).

А потом, в 92-м  вышел сугубо коммерческий «Us». По моему мнению, лучший его альбом (если не принимать во внимание «Passion»), исправивший все недостатки «So». Комментировать здесь нечего. Нужно просто слушать.
В поддержку альбома вышел феерический концертный видеоальбом «Secret World».  Если честно, я не поклонник видео от слова «вообще», но, поставив диск с «Тайным миром», смотрю его на одном дыхании - от вытягивания провода из телефонной будки до «загрузки» музыкантов в подъезжающие по сцене чемоданы. - Как и всегда, в организации сценических выступлений Гейбриэл не скупится ни на идеи, ни на средства, почему до сих пор не имеет себе равных и в этом аспекте.

А потом последовало затишье, прерванное лишь Миллениумом. В канун которого выходит не примеченный поклонниками (а зря, очень зря) шикарный альбом «OVO», А два года спустя - абсолютно совершенный эмбиентный саундтрек к фильму «Загородь от кроликов» (в дубовом официальном переводе, в котором фильм и вышел, звучит как «Клетка для кроликов») под названием «Long Walk Home» («Долгая дорога домой»)
После чего вышел «Up». Как и сам диск, так и сопровождающее его видеошоу под названием «Growing Up» абсолютно совершенны, но несут с собой тяжелейший привкус техногенной катастрофы. От которой на концерте, поставленном с небывалым размахом, не спасают ни хождения Мэтра «по потолку», ни участие его дочери на вокале и дочери Боба Дилана на клавишных.
- Прежнему миру уже никогда не быть прежним, что Гэйбриэл, будучи истинным Творцом, понимал очень резко и отчётливо…
Предпоследней же композицией альбома «Up» является совместная его запись с Нусрат Фатех Алиханом «Сигнал - шум», сделанная ещё при жизни Али Хана. Но на диске, записанном в 2002-м, его голос, записанный в 96-м,  звучит, как из Иного Мира, что так и должно быть для тех, кто давно умер…

Отключите сигналы, не содержащие шума…
- Последнее «прости» нынешнему цифровому миру, которому уж очень неудобен любой посторонний шум…






















Tags: Люди, музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments