deadman_alive (deadman_alive) wrote,
deadman_alive
deadman_alive

Categories:

Проекты памятника Захарченко

       


У нас произошли события, обязывающие меня на пару дней «поднять перископ» моей личной Жёлтой подводной лодки, временно ушедшей в степи Донбасса.
Событие первое, важность которого несравненно выше, заключается в том, что объявлен конкурс проектов памятника Захарченко.

Как я и предполагал сразу же, памятник предполагается возвести на месте его гибели.
Приступая к обсуждению предлагаемых вариантов, остановимся на двух важных пунктах.
Момент первый. – Захарченко был руководителем, чья личность отражала коллективный запрос военного времени. Но, напомню, он нигде не «обучался» на то, чтобы в своё время возглавить терзаемоу Украиной новорожденную Республику. Он стал им по совокупности личных качеств, отражающих условия нашего очень непростого времени. Он был именно «солью земли Донецкой» простите за патетику. – Простой человек со всеми его плюсами и минусами. В силу чего, лично я не вижу памятник ему патетичным. Даже любой намёк на патетику будет сугубо излишним, перебором.

Момент второй. Это уже из личного. Случилось так, что судьба позволила мне лично познакомиться с Павлом Исааковичем Вигдергаузом, фронтовиком, разведчиком, Лауреатом Государственной премии СССР, заслуженным архитектором тогдашней Украины (звание присвоено в 2009-м), да и просто очень ярким и неординарным творческим человеком, талантливейшим архитектором, вечная ему Память! В вольной трактовке перескажу его слова, сказанные им как-то по случаю: «А что вы хотите от наших местных архитекторов, если после начала девяностых, большинство выпускников нашего МИСИ (ныне гордо именующегося «Донбасской национальной академией строительства и архитектуры» (ДонНАСА (по поводу …НАСА – отдельное «хи-хи»), за пределы Донецкой области не выезжали»?

Итак, приступим к обсуждению. Подчёркиваю, мои комментарии к вариантам, приведенным здесь, сугубо личные и не претендуют на объективность.
Начну с того, что идея «мультимедийного музея», неоднократно присутствующая в нескольких ипостасях, меня не вдохновляет от слова «вообще». Да, безусловно, это рассчитано на молодёжь. И это, возможно, верно. Но я никаким образом не могу себя представить Захарченко «в цифре». Он – «аналог». Причём, ламповый. КМК, и здесь уже первый «косяк» с непониманием самого образа в угоду современным веяниям.

Теперь – по каждому проекту – индивидуально.
Вариант первый. Слишком просто. И по поводу дуба – вот не хочется мне, чтобы на Бульваре росло просто дерево, о смысле которого тут же забудет большинство. Дерево себе, да и дерево… Вариант, первоначально подкупающий своей «бюджетностью» решения, которая в данном конкретном случае – во вред.

Вариант второй. Привлекает отсутствием помпезности. Но это же – трамвайная остановка, простите, уважаемые авторы! Далее не продолжаю…

Вариант третий. За который (на момент публикации) пока голосует большинство. С моей же точки зрения, самый неудачный, это если выражаться очень и очень мягко. И дело не в том, что патетика здесь просто зашкаливает. Дело в том, что, увы, с перестроечных времён, наше общество терпит бедствие среднего вкуса. И ниже среднего. Что напоминает приснопамятную «осетрину второй свежести».  Что и происходит в данном конкретном случае. - Захарченко шагает… - А не напоминает ли это наш донецкий памятник Кобзону? Да, параллель есть, но, как мне кажется, в данном случае она не выглядит уместной. А что на фоне? – Давайте честно – очевидны контуры скифских идолов, именуемых у нас «каменными бабами». С одной стороны – просто контуры «баба», а с другой – те же «бабы», но, с обликами святых. Дико, правда? Всё же в комплексе напоминает нечто из «переходного» перестроечного периода. Когда от штампованного «советского модерна» ещё не отошли, а в Бога верить Партия уже обязала. Ведь переходные периоды – самые ужасные для общества. Они не оставляют за собой знаковых следов.– «Немого кино уже нет, а звукового пока нет» (с). – Так и застряли в «трещине между мирами». – Вот и стоят они по обе стороны дороги – идолы советской и перестроечной эпох… Грустно, девицы…. А тут ещё ошуюю от убиенного Главы «святые маршируют» во главе с Архангелом Михаилом… - Не чересчур ли совсем не лучшие образцы штампованного соцреализма приправляются религиозной патетикой, а?
Назову этот вариант худшим. Без малейших вариантов.

Вариант четвёртый. По-своему, хорош своей простотой. Но, опять же – Захарченко в роли Кобзона, нет в этом ничего нового. Порыва нет… Он что, большего не заслужил? В итоге – мелко. – Минимализм восприятия, переходящий в мизераблизм. - Автором подглянуто из популярного. Причём, не стесняясь и не заморачиваясь, из поля, естественно, ближнего…

Вариант пятый.
Очередная трамвайная остановка, но выполненная в стиле позднесоветского модерна. Вместе с тем, за этот вариант (за неимением прочих), проголосовали и я, и Жена. Есть в этой композиции порыв, стремление вверх, намёк, призыв думать, символика. То чего в натужной надуманной приземлённости прочих вариантов просто нет. Там всё просто чудовищно тяжеловесно, подобно падающим шкафам.

Безусловно, моё мнение – сугубо частное. Но просто критиковать, не предлагая ничего взамен, тоже не есть… Что бы я предложил…
- Ту же фигуру Главы, проходящую через пролом в стене. Ведь ему, действительно, удалось разрушить Стену…


Tags: Захарченко, Республика, память
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments