deadman_alive (deadman_alive) wrote,
deadman_alive
deadman_alive

Мистерия ХХ века

           

Эдакое, субботнее….

Сейчас точно и не скажу, когда была выставка Ильи Глазунова в Донецке. Кажется, что всё же в 89-м….
Проходила она в достаточно необычном для таких мероприятии – экспоцентре «Уголь-83», который потом стал называться «Эксподонбасс».  Причина выбора места экспозиции была проста – два гигантских полотна Глазунова просто невозможно было разместить ни в одном из донецких музеев. (К сожалению, донецкие музеи достаточно невелики).

Естественно, выставка оставила огромное впечатление. Но, что-то было на донышке, какой-то осадочек. Мешало что-то…. Почему через несколько дней я пошёл туда снова, чтобы разобраться. И всё стало яснее ясного. С учётом самого времени (89-й) там было много работ откровенно политического содержания. И посетив экспозицию во второй раз, я понял, что мне мешало. В большинстве своём, это было выставкой не живописи, а политического плаката! Причём, достаточно грубо исполненного. Откровенно не на уровне, который может продемонстрировать Глазунов. – О чём буквально кричали некоторые соседствующие работы. Например, те же портреты в его исполнении куда сильнее и выразительнее плоских и напрочь лишённых души гиперреалистических работ Шилова. Великолепна его серия картин по мотивам произведений Достоевского….
Но, практически все работы кричали тебе в глаза, настойчиво, буквально в тиранической форме, диктуя непреложность мнения и точки зрения Автора. И, более того, обязательность принятия этого мнения и точки зрения к незамедлительному исполнению. Вот что их роднило с плакатами более всего.

Теперь год 90-й. Выходит первый сольный альбом Фиша «Бдение в зеркальной глухомани», который, как и всегда, иллюстрирован Марком Уилкинсоном (разворот конверта приведен в заглавном посте). И что мне сразу бросается в глаза – параллель с той самой глазуновской «Мистерией». На фоне которой очевидно, что простая обложка пластинки выполнена куда более глубоко и качественно!

Август 90-го. Был в Москве. Вторая половина воскресенья ничем особо не занята. И решил заглянуть в Манеж, где шла ретроспективная выставка Глазунова. Просто, чтобы убить время – никаких откровений я уже не ждал. Хоть работ было и несравнимо больше, чем на выставке в Донецке, ничего принципиально нового я для себя не увидел. Кроме третьего гигантского полотна, которое выглядело ещё более натянутым и надуманным, чем оба предыдущих. Кроме того, экспонировалась масса работ, которые многие авторы просто постеснялись бы выставлять по причине их полнейшей невыразительности. Порой даже хотелось спросить – а зачем на всё это нужно было тратить время и материалы?
Но, именно в этот день (так случилось) была назначена встреча Автора с посетителями. Например, на 15:00. Публика терпеливо ждала. Мастер таки прибыл, с опозданием почти на полтора часа. В сопровождении Михалкова – старшего и какого-то майора афганца.

И с ходу обвинил всех присутствующих буквально в глупости. Смысл обвинения был достаточно запутан (его толком никто и не понял), но сводился он к тому, что – а какая разница, что на 15:00 написано? Дескать, когда захочу, тогда и приеду, поэтому – дураки же вы все.
То есть, встреча с самого начала приобрела несколько своеобразный характер. После чего было тут же заявлено, что у хохлов (именно так и было сказано – «хохлов») нужно срочно отбирать Крым и т.д. Народ опять слегка опешил…. Напомню, что к тому моменту Украина о собственной независимости ещё не заявляла. И всё вокруг было советское, значит – общее.  Но, серия других высказываний откровенно шовинистического толка была длинной.
Потом Илья Сергеевич выдал следующее: Вы не представляете себе, во сколько мне обходится проведение этой выставки? Были названы суммы арендной платы, аренды звуковоспроизводящей аппаратуры (в зале играла классическая музыка) и т.д., исчислявшиеся тысячами рублей. Зал сочувственно забормотал. Но, потом последовало просто нечто: «Вот, представьте себе, а до этого здесь проходила выставка этого самого Малевича, так с него не взяли ни копейки»!!! В зале раздался одобряющий гул, изданный, видать, представителями секты свидетелей Мастера. И отдельные вежливо приглушенные смешки.
Была масса рассуждений о том, как его гнобили коммунисты, как не давали хода его работам, об ужасной участи опального художника. Как режим издевался над Творцом, чуть ли не до голодной смерти его довёл и т.п….
Прочее просто не запомнилось, но происходило в том же ключе.
А потом пошли ответы на вопросы – записки и т.д.
Я не удержался и написал записку следующего содержания: «Уважаемый Илья Сергеевич! Расскажите, пожалуйста, какого размера должна быть мастерская у опального художника, чтобы написать картину «Мистерия ХХ века», которая не поместилась ни в один из донецких музеев, и поэтому экспонировалась в зале, где проходят выставки оборудования для горной и металлургической промышленности»?
Я внимательно наблюдал, как записку передавали из рук в руки вперёд, и как она наконец-то достигла адресата.
Ответ был закономерен:
- Это гнусные провокации хохлов, я на них отвечать не буду!
После чего я, улыбнувшись, покинул это почтенное собрание.
Tags: back in the ussr, искусство, пропаганда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 233 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →