deadman_alive (deadman_alive) wrote,
deadman_alive
deadman_alive

Поговорим о комсомоле…

                             

После столетнего юбилея Революции последует не один такой юбилей, связанный со становлением молодого государства. В следующем году сто лет исполнится и комсомолу.

- Самоотверженный труд на благо Родины!
- Авангард коммунистической молодёжи!
- В самых трудных местах, на передовой в бою и в труде!
А ведь эти лозунги, если они произносились не на полусонных комсомольских собраниях позднесоветского периода, а на вокзале, перед тем, как поезд унесёт нас с какую-то невиданную доселе непролазную ещё даль, воспринимались совсем иначе.

Они обретали иной смысл, подлинный. И совсем не за длинным рублём мы туда ехали, хотя, частенько заработки и были весьма основательными. Но то, что дело было совсем не в деньгах, мы прекрасно осознаём и сейчас, когда вспоминаем свои стройотряды. Не работа даже, а пахота, в любую погоду. На износ, на разрыв жил. Когда смысл заключается в понимании того, что ты действительно можешь. Что ты сам делаешь что-то очень важное, полезное. То, на что даже за те же самые деньги отважились далеко не все.
И комсомольцы тех лет, оглядывая карту нашей огромной страны, и сейчас могут без малейшего стеснения указать, где воплощены результаты их труда. Да, мы ощущали себя первопроходцами, но, прекрасно понимали смысл – каждая выкопанная лопата земли, каждый кирпич, каждый уложенный рельс шёл в зачёт общего дела. Задачи и цели были просты и понятны. И не могло быть ничего такого, что могло заставить усомниться нас в нужности результатов своего труда.

Есть комсомольцы – герои, чьи имена увековечены в граните. Но есть тысячи и миллионы прочих, которые, может быть, и не совершили столь ярких подвигов и поступков, но чья беззаветная храбрость и труд создавали будущее страны.

Обращаясь же к «общепринятой» реакции на комсомол, во многом сформированной и в общем контексте повального очернения советского прошлого, можно сделать и такой вывод – он дорог и остался в памяти тех, кто что-то реально делал.
Нижеизложенный же фрагмент не есть желание что-то очернить, а лишь попытка анализа основных проблем и ошибок, которые, увы, так же имели место быть.

Почему о комсомоле, как и о многом советском, говорят сейчас с ухмылкой? Почему его роль в истории низведена до  минимума? Причина, полагаю, проста и является общей для всей позднесоветской реальности – тогдашняя массовая тенденция, выражавшаяся в попытке подменить качество количеством. Ведь сам авторитет комсомола в глазах общества стал падать с тех пор, как он из организации лучших и достойнейших превратился в обязаловку для всех.
В этом плане не стоит и забывать возникшее игнорирование элементарного правила - поголовная массовость никогда не может быть показателем полного успеха. Никто не может внятно ответить на простейший вопрос - зачем было ставить в свои ряды безразличных, а потом с ними бороться?
Перевоспитание, говорите? Хорошо… Но тогда каждому из этих безразличных нужно было поручить какое-то реальное дело. Более того, такое, которое было бы ему по душе. Что (в условиях поголовной массовости) тут же становится задачей архисложной.
А ведь именно эти самые безразличные, в силу своей серой обезличенной массовости и стали в какой-то мере тем неприглядным «лицом» комсомола. Правда, «лицо» это более всего стало напоминать слеподырую маску из паркеровской «Стены». И произошло это по той же самой причине – само «лицо» формирует подавляющее большинство, масса. А масса оказалась именно такой. Это, кстати, и следствие общего идеологического кризиса семидесятых – восьмидесятых, чего уж тут душой кривить. Когда, согласно старому и мудрому советскому анекдоту, «весь пар пустили в свисток».
И роль большинства тех, ко был принят в комсомол просто «по достижению возраста», сводилась к выполнению двух простейших, но строго обязательных функций – своевременной уплате членских взносов и посещению собраний, где перед ними частенько так же невнятно бормотала лозунги и отчитывалась об «огромном объёме выполненной работы» такая же серая слеподырая маска, но зачастую куда более пронырливая. Которая во время сообразила, что комсомольская работа может стать и хорошим фундаментом для построения карьерной лестницы.

Вернёмся к конструктиву.
Почему сейчас достаточно много говорят о создании молодёжных обществ, а воз остаётся на прежнем месте? Вернее, остаётся он не всегда. – Достаточно обратиться к опыту крайне правых. – У них, заметьте, получается. Почему? Да потому, что они:
- предлагают идею;
- не занимаются всеохватничеством. И без зазрения совести руководствуются чисто ленинским принципом «лучше меньше, да лучше», который в последние два десятилетия советской истории был просто задвинут в самый дальний чулан.
Сейчас очень модно говорить о том, что молодёжь затерялась в виртуальном мире. А что ей предложили из области мира реального? – Или пытаться сделать успешную карьеру (в непроизводственной, естественно, сфере), или уйти в иллюзорный мир цифровой реальности. Правда, есть ещё альтернатива – подворотня и пиво в резиновых сосках. То есть, за рассуждениями о возможности / невозможности создания новых молодёжных организаций по принципу комсомола, скорее всего, стоит изначальное нежелание их создавать.

Да, сразу же сталкиваемся с изначальной проблемой – отсутствием базовой идеологии. Хотя, а идеология волонтёрства, помощи нуждающимся, которая бытовала и в советские времена, разве не подходит?
Что мешает мобилизовать ту же молодёжь на серьёзные стройки (пусть и на низовом звене), как это было с комсомольскими стройками и стройотрядами? Тут уже появляется и фактор финансовый. Многие говорят, дескать, работы не найти. Да, не найти сразу высокооплачиваемой работы клерков. Которых распрудилось… А при наличии организации, которая смогла бы сформировать те же строительные бригады, уже нашлась бы для многих работа. Достаточно лишь оторвать задницу от дивана. А задача оторвать её и лежит на самой организации.
Словом, не всё так безнадёжно. Нужно просто не только говорить, а и делать. И народ подтянется. Ведь, в чём суть? – А,  в том, что нужно обращаться не ко всем сразу, а к тем, кто в этом заинтересован. Тогда и не будет «серой массы». Представители которой, по мере развития движения, тоже начнут подтягиваться. – Аксиома.
Борьбой с бездействием может быть только действие.
Доказано комсомолом.
Который мы, не взирая на свою молодость, прожитую в сомнительных восьмидесятых, вспоминаем не просто с неким душевным теплом. Нам действительно есть, что вспомнить. И за это не стыдно и по сей день.
Tags: back in the ussr, о насущном
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments