deadman_alive (deadman_alive) wrote,
deadman_alive
deadman_alive

От «Авроры» до «Матильды». – Война раковин.

                                                   


Культура, искусство, общий культурный уровень общества. Вопрос, казалось бы, отстранённый. Ан, нет.
Увы, что «Джоконда», что американский боевик третьего разряда, являются произведениями культуры. Разница между ними лишь в том, что обращены они к разным культурным слоям общества. Которых можно выделить три. – Высокий (назовём его так), средний (тут будет, увы, подавляюще большинство потребителей, увы) и низкий, маргинальный. И о «состоянии разума» общества можно судить, в том числе, и по соотношению наполнения этих трёх слоёв.

Что значит понимать фильмы, книги, картины и т.д., находящиеся просто выше элементарного развлекательного уровня? Это – умение думать, чувствовать, сопереживать. Словом, скажем так, очень грубо, по-рокерски – умение «двигать Душой». Что, в свою очередь, обуславливает потребность в постоянном обновлении горизонта. Поиска новых книг, картин, фильмов и песен. Когда душа просто понимает, что она обязана трудиться. Отсюда и обилие в нашей жизни цитат из тех же книг, песен и фильмов. Это – уровень первый. Высший.Увы, во многом, всё это – из прошлого.
Второй и третий же мало чем отличаются друг от друга. Разница состоит лишь в уровне примитивности материала, который достаточен «потребителю» для того, чтобы «отдыхать». То есть, отключить мозги и просто не думать ни о чём.  Разница заключается лишь в степени ограниченности и откровенной временной недолговечности самого материала. Грубо говоря, в степени ядовитости предлагаемой «глазной и ушной жратвы».

Чего греха таить, поддержанием общего культурного уровня развития общества СССР занимался очень серьёзно. А что произошло тут же после того, когда стало «всё можно»? Он, культурный уровень этот, тут же просел. Если не сказать – обрушился. Помню я эти стадионы, которые собирал «Ласковый май – 4». Когда все прекрасно знали что «фанера» да и артисты не настоящие, а клоны, но ломились туда, вытаращив глаза и развесив уши. Потому что ориентиры изменились. Вместо «работать и думать» главным стало «отдыхать». Потому что это в новых реалиях императивно воцарился признак успешности. Дескать, я всё уже заработал, а теперь отдыхаю. Правда, те, кто не заработал, просто отдыхали, как могли, в меру сил и способностей. Расслабленный образ жизни стал нормой. Сколько сталкивался тогда с парадоксом – умные люди, ранее  серьёзно интересовавшиеся музыкой, литературой, кино, но вдруг урвавшие свой кусок, переставали на это обращать внимание вообще. «Мне это уже не надо. Мне надо, чтобы было «отдыхающее»… Вот же, кстати, омерзительнейшее словечко тех времён, которое, что важно, говорило об очень многом.
Всё вместе взятое – ничто иное, кроме образа культуры потребления.

С другой стороны, те, кто вынужден был выживать, говорили то же. Просто причины у них были диаметрально противоположны. Но, оба случая объединяет одно – возведённое в культ зарабатывание денег. А дальнейшее наличие мыслей, чувств и какого-то нематериального порыва у большинства перечеркнуло полностью за ненадобностью и практической малопригодностью.
Но всё было не так просто. Сначала были созданы условия для вымывания «разумного, доброго и вечного» из обихода, а когда оно перестало быть важным, его тут же подменили откровенным суррогатом.  После чего уже «желать чего-то странного» становится просто невозможно. В двух словах – практика постепенной подмены стандартов.
Кстати, а ведь на Западе – та же самая картина. Дабы не углубляться в детали, обобщу – «динозавры» клепают клоны своих прошлых работ, а всё прочее превращается в банальную жвачку. Без мысли, искры, без сюжета и мотива. И общество, которое уже предварительно приучено к «новым стандартам», прочего уже и не ждёт. Ибо, оно к такому уже привыкло. И то, что сейчас производится массовым тиражом, для него, общества этого, уже и есть искусство... И на кой им хрен, что «Чёрный квадрат», что «Медведи на лесозаготовках»… Выясняется, что и последнее напрягает. Смотреть нужно, думать… Куда проще – демотиватор в Интернете… Или чьи-то ноги в «Инстаграмме». Получается, что до описанного в «Хищных вещах века» уже рукой подать. Только не летают интели на вертолётах и не стреляют по дрожке. Нет интелей… И им внушили, что всё это – лишнее.
Жаль, кстати… Очень жаль…
- Жуй, жуй, глотай…

Всё это – факторы воспитания отрывочного клипового мышления. За которым следует формирование точки зрения, основанной не на широком восприятии всего спектра событий, а на узконаправленной и почерпнутой из поданного данному конкретному индивидууму информации. Зачастую и откровенно ложной. А осмыслить её нет возможности только потому, что осмысление её и перепроверка – уже есть работа. А нужно, чтобы всё было «отдыхающе». Жуй, жуй, глотай.
Смысл всего вышеуказанного – воспитание толпы. Именно толпы, а не социума. Толпы достаточно тупой, разобщённой и агрессивной. Такой всегда легче управлять.

Прекрасная фраза в комментариях:
«В 1917 стреляла Аврора, а в 2017 (постмодерн, как-никак) стреляют Матильдой».
И это, заметьте, в большинстве своём, не есть «злые происки врагов». Ломают копья не только всякие там записные «Ухи» и «Ложди», а и сотни тысяч, миллионы тех, кто искренне полагает себя именно патриотами России. Но те, кому просто недосуг было подумать шире, взглянуть на прошлое объективно. Изначально понимая, что в нём не может быть абсолютно чёрного и абсолютно белого. Вот этого – не дано.
Клиповость мышления подразумевает и святость борьбы за свою раковину, тщательно нарощенную и лелеемую годами и десятилетиями потребления. И ничего иного, кстати. Раковина есть лишь финальный продукт эпохи тотального потребления. Говорили вам, кстати, при Союзе, что в капиталистическом обществе все разобщены? – Вот вам получите и распишитесь.
- Война раковин, что может быть лучше для врагов России? Что может быть прекраснее внутренней междоусобицы тщательно взращенной на основе культивируемого бескультурья? Когда некто в праведном гневе просто «готов зарезать, если тронуть пальцем его тоску»?
Вот и возвращаемся к вышеприведенной цитате. Извне идёт очень серьёзная работа над тем, чтобы нас перессорить разделить. По любому принципу. И, похоже, принцип сей найден. Это – отношение к собственной истории. Вызывающее оголтелое противостояние такого накала, который не снился, пожалуй, более ни одной стране мира.

Но донести до каждого эту простую истину, пожалуй, невозможно. Потому что для этого уже нет нужного культурного уровня общества. Все забыли о том, что такое анализ. А о культуре спора речи нет уже и в помине.
В результате чего и получается, что сто лет спустя после Революции, люди насмерть бьются (виртуально, подчёркиваю) над смыслом второстепенного и достаточно провокационного фильма.
Что, пар из Паровоза, Который Вёз Нас к Светлому Будущему уже до такой степени ушёл в свисток?

Tags: Россия, идеология, история, культура, поиски истины
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments